МБДОУ «Яблонька» п. Рязанские Сады
|
Вариативная программа "Безопасность детей в природе"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Яблонька" п. Рязанские Сады муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области
Утверждаю заведующий детским садом ___________Т.В.Попова
Программа "Безопасность детей в природе" для детей дошкольного возраста.
Разработала воспитатель: Шалякина М.М. 2019 Содержание 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка__________________________________ 1.2. Принципы реализации программы________________________ 1.3. Характеристика особенностей развития детей_______________ 1.4. Планируемые результаты освоения программы______________ 2. Содержательный раздел. 2.1. Законодательно - нормативное обеспечение программы________ 2.2.Структура программы_____________________________________ 2.3. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (4-5 лет)__________________________________________________ 2.4. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (5-7 лет)__________________________________________________ 2.5. Взаимодействие с родителями______________________________ 3. Организационный раздел. 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда________________ 3.2. Материально-техническое обеспечение_________________________ Список использованной литературы_______________________________ Приложение___________________________________________________ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста. Ведущая цель программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в природе. Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы: Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды. Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и ядовитые грибы. Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними. Активизировать внимание родителей к решению задач по безопасности детей в природе. Воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.
1.2.Принципы реализации программы
Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов: -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное); -доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); -включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие); - наглядность; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). Для достижения цели программы первостепенное значение имеют: • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; • творческая организация воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). При написании программы я основывалась на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. 1.3. Характеристика особенностей развития детей Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников в природе можно разделить на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию. Второй период - дети 5—7 лет. В этом возрасте меняется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей от 2 до 5 лет. (2-3)Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). (3-4)Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.). (4-5) Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей от 5 до 7 лет. (5-6)Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. (6-7) Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
2. Содержательный раздел. 2.1. Законодательно - нормативное обеспечение программы. Данная программа создана опираясь на нормативные документы: 1.Закон РФ "Об образовании". 2.Конвенция о правах ребёнка. 3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В. А. Петровский. 4.Устав МБДОУ "Детский сад "Яблонька" п. Рязанские Сады". 5.Общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" - под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2.2. Структура программы.
Программа по безопасности детей в природе составлена по возрастным группам и охватывает два возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая, подготовительная к школе группа). Работа с детьми проводится на протяжении всего года. Каждые 2 месяца имеют свою общую структуру: название, цель. Темы основных направлений работы: 1. «Съедобные и несъедобные грибы» - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду. 2. «Будем беречь природу, и охранять» - дети должны знать: какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. 3. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления) » – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы. 4. «Контакты с животными и насекомыми» - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. 5. «Лекарственные и ядовитые растения» - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Этапы внедрения программы: Сбор информации Разработка и внедрение программы Разработка и реализация плана программы Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала Регулирование выполнения программы Текущий и итоговый мониторинг выполнения программы
Механизм сопровождения программы Планирование и подготовка
Изучение методической литературы План работы на год Комплектование творческой группы Утверждение плана
Итоговый анализ Диагностирование развития детей Изучение результатов диагностирования развития детей
2.3. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (4-5 лет)
2.4. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (5-7 лет).
2.5. Взаимодействие с родителями. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых - воспитателей и родителей. Детский сад посещают дети воспитывающиеся в семьях различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями по формированию основ безопасной жизнедеятельности ребенка. Основные формы взаимодействия с семьей. Знакомство с семьей: анкетирование, консультации. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Перспективный план по формированию основ безопасности в природе с родителями.
3. Организационный раздел. В детском саду "Яблонька" проводится целенаправленная работа по формированию безопасности детей в природе в ходе НОД, а так же средствами музыкальной деятельности, экскурсий по территории детского сада и за его пределы, художественного творчества, экспериментирования. В детском саду имеются необходимые материальные условия для проектирования и практического воплощения системы работы по формированию безопасного поведения детей в природе. Накоплен опыт взаимодействия с родителями воспитанников, с различными общественными организациями п.Рязанские Сады (сотрудничество с библиотекой и школой). Занятия по формированию безопасного поведения в природе проводятся в рамках образовательной деятельности - 1 занятие + 1 занятие во второй половине дня, всего 2 занятия в неделю. 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей. В группах детского сада имеются: книжный уголок зона настольно-печатных игр уголок ряжения уголок наблюдения за природой исследовательский центр (для опытов)
3.2. Материально-техническое сопровождение. § Методическая литература. § Демонстрационный и раздаточный материал. § Дидактические игры. § Красная книга Рязанской области, Заповедники Рязанской области. § Художественная литература § Трафареты для рисования «Животные», «Растения». § Плакаты § Дидактический материал + игра «Лото» «Лесные ягоды», "Лекарственные растения". § Игра «Времена года», "Береги живое". § Компьютерные презентации. § Зона для настольно-печатных игр. § Уголок природы. § Книжный уголок. § Уголок сюжетно-ролевых игр. § Уголок ряжения. § Аптечка. § Телефон. § Карточки с номерами служб спасения. § Папки - передвижки.
Список используемой литературы.
1.Алябьева Е.А. Познавательное развитие ребёнка: сказки о природе. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с. - (Библиотека воспитателя).(8) 2.Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А. Холодова. - Изд. 3 -е. - Волгоград : Учитель. - 287с. 3.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 4. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-64с.-(Серия "Путешествие в мир природы. Развитие речи"). 5. Шорыгина Т.А. «Безопасные сказки», Т-Ц СФЕРА, 2014 год. 6.Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96с. - (Вместе с детьми). 7. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.-64с.- ( "Путешествие в мир природы и развитие речи"). 8. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.-48с.- ( "Путешествие в мир природы и развитие речи"). 9.Интернет ресурсы.
24 октября 2019 в 20:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.