МБДОУ «Яблонька» п. Рязанские Сады

Вариативная программа "Безопасность детей в природе"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Яблонька" п. Рязанские Сады муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской области

 

Утверждаю

заведующий  детским садом

___________Т.В.Попова

 

 

Программа

"Безопасность детей в природе"

для детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель: Шалякина М.М.

2019

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка__________________________________

1.2. Принципы реализации программы________________________

1.3. Характеристика особенностей развития детей_______________

1.4. Планируемые результаты освоения программы______________

2. Содержательный раздел.

2.1. Законодательно - нормативное обеспечение программы________

2.2.Структура программы_____________________________________

2.3. Тематическое планирование по безопасности детей в природе

(4-5 лет)__________________________________________________

2.4. Тематическое планирование по безопасности детей в природе

  (5-7 лет)__________________________________________________                                    2.5. Взаимодействие с родителями______________________________

3. Организационный раздел.

3.1. Развивающая предметно-пространственная среда________________

3.2. Материально-техническое обеспечение_________________________

Список использованной литературы_______________________________

Приложение___________________________________________________

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными,  порой опасными жизненными ситуациями.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Необходимо выделять такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

Ведущая цель программы - формирование основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов  детской деятельности: игровой, коммуникативной,  познавательно - исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Исходя из поставленной цели, сформированы задачи реализации программы:

Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.

Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.

Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и ядовитые грибы.

Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними.

Активизировать внимание родителей к решению задач по безопасности детей в природе.

  Воспитывать стремление уважать свои права и права других, желать добра другому, готовность действовать сообща.

 

 1.2.Принципы реализации программы

 

Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

-доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

-включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Для достижения  цели программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

 • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

При написании программы я основывалась на важнейшем дидактическом принципе -  развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

1.3. Характеристика особенностей развития детей

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников в природе можно  разделить  на два периода. Первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа), второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в опасных ситуациях.

Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Второй период - дети 5—7 лет. В этом возрасте меняется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а также применением этих знаний в повседневной жизни.

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей  от 2 до 5 лет.

(2-3)Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

(3-4)Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

(4-5) Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей  от 5 до 7 лет.

(5-6)Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.  Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

(6-7) Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

 

 

 

2. Содержательный раздел.

2.1. Законодательно - нормативное обеспечение программы.

Данная программа создана опираясь на нормативные документы:

1.Закон РФ "Об образовании".

2.Конвенция о правах ребёнка.

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В. А. Петровский.

4.Устав МБДОУ "Детский сад "Яблонька" п. Рязанские Сады".

5.Общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" - под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 

2.2. Структура программы.

 

Программа по безопасности детей в природе составлена по возрастным группам и охватывает два возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая, подготовительная к школе группа).

 Работа с детьми проводится на протяжении всего года. Каждые 2 месяца имеют свою общую структуру: название, цель.

Темы  основных  направлений  работы:

1. «Съедобные и несъедобные грибы» - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.

2.  «Будем беречь природу, и охранять» - дети должны знать: какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

3. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления) » – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.

4.  «Контакты с животными и насекомыми» - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.

5. «Лекарственные и ядовитые растения» - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.

 

 

 

 

Этапы внедрения программы:

Сбор информации

Разработка и внедрение программы

Разработка и реализация плана программы

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала

Регулирование выполнения программы

Текущий и итоговый мониторинг выполнения программы

 

Механизм сопровождения программы

Планирование и подготовка

 

Изучение методической литературы

План работы на год

Комплектование творческой группы

Утверждение плана

 

Итоговый анализ

Диагностирование развития детей

Изучение результатов диагностирования развития детей

 

2.3. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (4-5 лет)

 

Месяц

Тема/мероприятия

 

«Съедобные и ядовитые грибы»

Цель: расширить представления детей об окружающем мире, грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях.

Сентябрь

1. Д/и: "Собери картинку" (гриб), "Что изменилось?", "Лото".

2. Игра по ФЭМП "Выше - ниже".

3. Загадки про грибы.

4. Чтение сказки В. Г. Сутеева  «Под грибом».

5.Просмотр мультфильма про ядовитые грибы. Шишкин лес.

6. Рисование  нетрадиционным способом "Грибы".

7.Профессор Почемучкин .Сезон 1, серия 19. Грибы.

Или "Мудрые сказки тётушки Совы"

 

Октябрь

8. Пальчиковая гимнастика "По грибы".

9.Пластилинография: "Гриб".

10.Заучивание стихотворения "Деткам шапки гриб купил". 11.П/и "Во Рязанских во Садах"

12. Интегрированное занятие  «Грибы».

 

«Будем беречь и охранять природу».

Цель: формировать элементарные представления о правилах поведения в природе.

Ноябрь

1.Беседа: «Природа рязанского края»

2.Рассматривание иллюстраций "Правила поведения в лесу"

3."Все-все на свете" Б. Заходер

 

Декабрь

4."Покормите птиц зимой" А.Яшин

5.Игра "Красный, желтый, зелёный" (правильно или нет)

6.Пазлы  "Собери картинку" (стерх, зубр, выхухоль)

7.Аппликация "Птицы зимой" (снегирь, синица)

 

 

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе

(природные явления)».

Цель: Формирование целостной картины мира, знакомить с явлениями неживой природы.

Январь

1. Загадки о зимних явлениях природы (Снег, мороз, сосульки).

2. Просмотр мультфильма  "Смешарики" - "Опасные сосульки", беседа по данной теме.

Февраль

3.Просмотр мультфильма  "На тонком льду", беседа. 4. Экспериментально-исследовательской деятельность "Снег и лёд"

5.Чтение  стихотворения "Одеяльце" А. Коринфский. 6."От куда берётся радуга?" Энциклопедия для малышей.

«Контакты с животными и насекомыми».

Цель:  Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и насекомыми.

Март

1.НОД "Правила безопасности при контакте с животными"

2. Просмотр отрыва из мультфильма "Большой секрет для маленькой компании" - "Собака бывает кусачей".

3.Наблюдение за кошкой.

Апрель

4.Лепка "Кошка"

5.Наблюдение за насекомыми. Беседа о значении насекомых для растений.

 

 

«Лекарственные  и ядовитые растения»

Цель: познакомить детей с лекарственными ядовитыми растениями.

Май

1. Беседа о лекарственных растениях и ягодах  «Зеленая аптека». 2.Сказка про лекарственные растения  (аудиосказка) 3. Д/и "Третий лишний" 4.Эстафета "Помоги Айболиту собрать лекарственные растения" 5.Рисование "Одуванчик", "Малина"(пальчиками).

Июнь

6.Беседа «Осторожно, ядовитые растения!»

7.Словесная игра  "Доскажи словечко"

8.Загадки про ядовитые ягоды и растения.

9. Мультфильм о ядовитых ягодах.

 

 

2.4. Тематическое планирование по безопасности детей в природе (5-7 лет).

Месяц

Тема/мероприятия

 «Съедобные и ядовитые  грибы»

Цель:  учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Сентябрь

 

1. Беседа: «Лес – богатство нашей Родины».

2. Дидактические игры: «Что будет если… », «Собери грибы в корзину», «Четвёртый лишний».

3. Отгадывание загадок на данную тему.

4. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Белкин мухомор», сказка В. Даля «Война грибов с ягодами».

5. Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами».

Октябрь

6. Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы»

7. Сюжетно-ролевая игра: «На пикнике».

8. Игра-аттракцион: «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки».

9. Продуктивная деятельность: лепка грибов, рисование на тему: «Грибы».

10. Разучивание физ.минутки: «Боровик».

 

 

«Будем беречь и охранять природу».

Цель: формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Ноябрь

 

1. Рассматривание альбомов: «Природа родного края».

2. Просмотр иллюстраций: «Правила поведения в лесу».

3. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе».

4. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй лес, дремучий лес» С. Погорельского.

5. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу».

6. Дидактическая игра: «Живая природа», «Кто лишний» (не занесён в Красную книгу).

Декабрь

 

7. Пальчиковая гимнастика: «Вышли пальчики гулять».

8. Чтение художественной литературы: стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы», А. Берестова «Лес не только для нашей забавы».

9. Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе».

10. ОД  «Безопасность  на природе».

11.  ОД - беседа «Спасём природу»

12. Художественное творчество (рисование): «Что нельзя  делать в природе» (запрещающие знаки).

 

 

 

 

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе

(природные явления)».

Цель: формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы; закрепить знания детей о явлениях природы.

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

1. Беседа: «Земля – наш общий дом».

2. Чтение художественной литературы: стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

3. Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях.

4. Наблюдение: за деревьями, птицами, кустарниками на участке.

5. Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой».

6. Рассматривание альбома: «Правила поведения в природе».

7. Подвижная игра: «Птички в гнёздышках».

8. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

9. Продуктивная деятельность (рисование): «Чтобы я хотел видеть на Земле».

10. Экспериментальная деятельность: опыты и эксперименты.

11. Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова "Детство"

 

«Контакты с животными и насекомыми».

Цель: учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться, какую опасность они могут принести.

Март

1. Беседы: «Удивительные насекомые»; «Не дразните собак… ».

2. Дидактическая игра: «Правильно – неправильно поступают люди».

3. Чтение художественной литературы: сказка «Домашнее животное - пчела»; Б. Житков «Беспризорная кошка».

4. Оформление памятки: «Как вести себя при встрече с животными»

Апрель

5. Рассматривание энциклопедии, иллюстраций: «Насекомые».

6. Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь… »

7. Продуктивная деятельность (рисование): «Насекомые».

 

«Лекарственные  и ядовитые растения»

Цель: учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с лекарственными ядовитыми растениями, учить узнавать их.

Май

 

1. Беседа: «Зачем люди ходят в лес».

2. Дидактическая  игры: «Верно – не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды» и другие.

3. Чтение художественной литературы: сказки «На лесной тропинке», «Трава  здоровья»; стихи В. Рождественского «Ромашки», «Подорожник».

Июнь

4. Подвижная игра: «У медведя во бору» и другие.

5. Чтение сказки Е.А. Алябьевой  «Маша и ягоды» (Сказки о природе, стр. 27).

6. Раскрашивание картинок: «Что растёт в лесу».

7. Проигрывание ситуации: «По ягодку в лес пойду… ».

Июль

Август

8. Рассматривание иллюстраций: «Лекарственные и ядовитые растения».

9. Продуктивная деятельность: рисование «Лекарственные растения».

 

 

2.5. Взаимодействие с родителями.

 Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых - воспитателей и родителей.

Детский сад посещают дети воспитывающиеся в семьях различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями по формированию основ безопасной жизнедеятельности ребенка.

Основные формы взаимодействия с семьей.

 Знакомство с семьей: анкетирование, консультации.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

 

Перспективный план по формированию основ безопасности в природе с родителями.

Мероприятие

Месяц

1.

Памятка:"Осторожно, грибы!"

Сентябрь

2.

Родительское собрание: «Где прячется опасность»

Октябрь

3.

Совместное рисование детей и родителей нетрадиционным способом съедобных грибов.

Ноябрь

4.

Консультация: "Осторожно, сосульки!"

Декабрь

5.

Проведение конкурса семейного рисунка по безопасности детей в зимнее время

Январь

6.

Памятка для родителей «Внимание, гололед!»

Февраль

7.

Информационные листы:"Безопасность детей на прогулке"

Март

8.

Буклет  для родителей «Правила поведения у водоёмов»

Апрель

9.

Консультация: "Если молния вдруг"

Май

10.

Консультация: "Насекомые"

Июнь

11.

Памятка: "Лекарственные и ядовитые растения"

Июль

12.

Папка-раскладушка: "Они занесены в Красную Книгу"

Август

 

3.  Организационный раздел.

В детском саду "Яблонька" проводится целенаправленная работа по формированию безопасности детей в природе в ходе НОД, а так же средствами музыкальной деятельности, экскурсий по территории детского сада и за его пределы, художественного творчества, экспериментирования. В детском саду имеются необходимые  материальные условия для проектирования и практического воплощения системы работы по формированию безопасного поведения детей в природе. Накоплен опыт взаимодействия с родителями воспитанников, с  различными общественными организациями п.Рязанские Сады (сотрудничество с библиотекой и школой).

Занятия по формированию безопасного поведения в природе проводятся в рамках образовательной деятельности - 1 занятие + 1 занятие во второй половине дня, всего 2 занятия в неделю.

3.1. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.

В группах детского сада имеются:

книжный уголок

зона настольно-печатных игр

уголок ряжения

уголок наблюдения за природой

исследовательский центр (для опытов)

 

3.2. Материально-техническое сопровождение.

§  Методическая литература.

§  Демонстрационный и раздаточный материал.

§  Дидактические игры.

§  Красная книга Рязанской области, Заповедники Рязанской области.

§  Художественная литература

§   Трафареты для рисования «Животные», «Растения».

§  Плакаты

§  Дидактический материал + игра «Лото» «Лесные ягоды», "Лекарственные растения".

§  Игра «Времена года», "Береги живое".

§  Компьютерные презентации.

§  Зона для настольно-печатных игр.

§  Уголок природы.

§  Книжный уголок.

§  Уголок сюжетно-ролевых игр.

§  Уголок ряжения. 

§  Аптечка.

§  Телефон.

§  Карточки с номерами служб спасения.

§  Папки - передвижки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Алябьева Е.А. Познавательное развитие ребёнка: сказки о природе. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с. - (Библиотека воспитателя).(8)

2.Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост. Т.Кобзева, Г.С.Александрова, И.А. Холодова. - Изд. 3 -е. - Волгоград : Учитель. - 287с.

3.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

4. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-64с.-(Серия "Путешествие в мир природы. Развитие речи").

5. Шорыгина Т.А. «Безопасные сказки», Т-Ц СФЕРА, 2014 год.

6.Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96с. - (Вместе с детьми).

7. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.-64с.- ( "Путешествие в мир природы и развитие речи").

8. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.-48с.- ( "Путешествие в мир природы и развитие речи").

9.Интернет  ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

24 октября 2019 в 20:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.